План профориентационной работы МОУ " СОШ № 3"
Цели
-
оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности.
-
выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
-
получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
-
обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
-
дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства (это наши «трудные», дети из неблагополучных семей);
-
выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города.
Реализация плана предусматривает активное участие педагогов, родителей учащихся общеобразовательного учреждения, работодателей, сотрудников центра занятости населения и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных в регионе профессиональных кадров.
Профессия (от лат. «ргоfessio» - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.
Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.
В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Профориентация в личностном смысле - длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.
Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях - общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.
Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
В школе профориентационная работа проводится администрацией учреждения, классными руководителями, социальным педагогом, библиотекарем, учителями-предметниками.
Главные задачи их деятельности по профориентации учащихся:
-
сформировать положительное отношение к труду;
-
научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
-
научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
-
научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:
-
Профессиональная информация.
-
Профессиональное воспитание.
Формы взаимодействия с учащимися школы с целью профориентации:
-
анкетирование и тестирование старшеклассников;
-
консультации для школьников и их родителей;
-
Мероприятия, ориентированные на профориентацию школьников:
-
экскурсии на предприятия и в организации с целью ознакомления;
-
преподавание элективного курса "Твоя профессиональная карьера"
-
посещение учреждений профессионального образования в Дни открытых дверей;
-
содействие временному трудоустройству обучающихся во время каникул;
-
расположение информационных материалов по профориентации на школьном сайте.
-
профориентационные опросники;
-
профориентационные игры.
№ п/п |
Мероприятия |
Срок выполнения |
Ответственные исполнители |
|
1. Нормативно-правовое обеспечение |
||||
1.1 |
Изучение нормативно-правовых документов. Разработка плана профориентационной работы в школе на текущий учебный год. |
До 28.08.2017 |
Администрация школы |
|
2. Информационно-методическое и кадровое обеспечение |
||||
2.1 |
Изучение методических рекомендаций по организации профориентационной работы среди обучающихся. |
В течение указанного периода |
Администрация школы, классные руководители |
|
2.2 |
Определение перечня курсов по выбору с учащимися 9 класса. |
До 01.09.2017 |
Администрация школы, учителя-предметники |
|
2.3 |
Расстановка кадров для ведения курсов по выбору и профориентационной работы |
До 01.09.2017 |
Администрация школы |
|
3. Обеспечение условий для формирования социально-экономического профориентационного пространства школы |
||||
3.1 |
Провести тестирование учащихся 9 класса «Склонности и профессиональная направленность» |
Октябрь, 2017 |
Специалисты ЦЗН |
|
3.2 |
Провести диагностические методики среди учащихся 9 классов с целью выявить у школьников особенности развития самооценки, профессиональную направленность, узнать о личных профессиональных планах. |
Февраль, 2018 |
Классные руководители
|
|
3.3 |
Проведение профориентационных игр среди учащихся 9-11классов:
|
В течение года по плану работы классных руководителей |
Классные руководители
|
|
3.4 |
Проведение игры «жизнедеятельности»: «День самоуправления в школе» |
Октябрь, 2017 |
Совет старшеклассников |
|
3.5 |
Проведение профориентационных опросников |
По плану работы учителя |
Учитель технологии |
|
3.6 |
Провести тематические классные часы профориентационной направленности: 8-9 классы –
|
По плану классных руководителей |
МО классных руководителей |
|
3.7 |
Провести деловую игру среди учащихся 10-11 классов «Кадровый вопрос» |
Апрель 2018 |
Классные руководители |
|
3.8 |
Организация встреч учащихся с представителями профессиональных образовательных учреждений |
По плану средних профессиональных учреждений |
Администрация школы, классные руководители |
|
3.9 |
Проведение обзорных и тематических профориентационных экскурсий с целью ознакомления работы предприятий, условий труда, технологическим процессом |
По мере согласования с руководителями предприятий |
Администрация школы, классные руководители |
|
3.10 |
Содействие временному трудоустройству обучающихся во время каникул |
По согласованию |
Администрация школы совместно со специалистами ЦЗН |
|
3.11 |
Использование в профориентационной работе Internet-ресурсов |
Постоянно |
Классные руководители |
|
3.12 |
Оформление информационных стендов по профессиональной ориентации в учебных кабинетах, их обновление. |
Постоянно |
Классные руководители |
|
3.13 |
Размещение информации по профориентационной работе на школьном сайте |
Постоянно |
Классные руководители
|
|
3.14 |
Информирование учащихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступной им образовательной среды начального и среднего профессионального образования. |
Постоянно |
Администрация школы, классные руководители |
|
3.15 |
Информирование учащихся и их родителей, педагогов школы о проблемах занятости на местном и региональном рынке труда. |
Постоянно |
Администрация школы, классные руководители |